Статья опубликована в журнале "Проблемы
Дальнего Востока". 1996. N 6; печатается с
авторскими изменениями.
Принимая в 1800 г.
монашество, Никита Яковлевич взял весьма
распространенное в духовной среде имя Иакинф, дававшееся в память одного из
святых мучеников римских времен.
Подробнее см.: Русско-китайские
отношения в XIX в.: Материалы и документы. Т.1.
1803-1807. М., 1995.
О точной дате
прибытия Бичурина в Пекин различные
источники говорят по-разному: одни называет
10 января, другие - 14, третьи - 17 января, а
остальные вообще не называют даты.
См.: Русская старина.
1888 (июль-август-сентябрь). С. 301.
Мясников В.С.
Валаамская ссылка Н.Я.Бичурина // Проблемы
Дальнего Востока. 1986.
No 1. С.115-121; No 2. С.131-138.
См.: Скачков П.Е.
Письма Бичурина из Валаамской монастырской
тюрьмы // НАА. 1962. No 1. С.101.
На последнее
обстоятельство обратил внимание В. П.
Козлов, осветивший интерес к трудам Н. Я.
Бичурина, со стороны членов "румянцевского
кружка". (См.: Козлов В. П. "Румянцевский
кружок" и Н. Я. Бичурин // НАА. 1979. No 4. С.122-127).
Работающий в Хельсинкском университете
известный финский востоковед Гарри Хаен в
беседе со мной в 1980 г. также коснулся этой
темы, а позднее любезно прислал мне копию
письма о. Иакинфа академику М. Шегрену.
Оригинал письма хранится в фонде Шегрена в
Университетской библиотеке в Хельсинки.
В своем трехтомном
труде "Путешествие в Китай через
Монголию в 1820-1821 годах" (СПБ., 1825) Ф.
Тимковский с восторгом отзывается о Н. Я.
Бичурине, как исследователе Китая, о
подготовленных им в Миссии трудах.
"Journal de S-Petersburg politique et litterature", 1825. No
5. Перевод этой заметки см.: Козлов В. П. Цит.
соч. С. 125.
Публикацию этого
интереснейшего письма см.: Козлов В. П. Цит.
соч. С.125-126. О. Иакинф Бичурин.
Статистическое описание Китайской империи.
СПб., 1842. Предисловие. С. III-IV.
Существует две версии
отъезда. Иакинфа из Валаамского монастыря.
Согласно одной из них за о. Иакинфа
ходатайствовал влиятельный чиновник
Министерства иностранных дел, знаток
Востока барон Шиллинг фон Капштадт, о чем
свидетельствуют биографы о. Иакинфа Щукин,
Адоратский, Моллер. Согласно другой, о.
Иакинфу помог упоминавшийся выше синолог Ф.
Тимковский. Во время поездки в Китай
Тимковский познакомился с Бичуриным и
получил от него ряд материалов для своей
работы. Вторая версия основывается на
записках проф. А.В. Никитенко ( Никитенко А. В.
Записки и дневник 1826-1877. СПб., 1893. Т. 3. С. 36-38).
Иеромонах Николай (Адоратский)
Отец Иакинф Бичурин// Прав. Собеседник. 1886. Ч.
2. С. 273.
Петербургский
филиал архива РАН (ПФА РАН), ф.1, оп.1-а, 17.ХII.1828,
п. 628, л.147 об. Здесь хранится значительное
число документов, в которых отражена
деятельность о. Иакинфа в Академии наук. В
данной публикации мы затронули лишь
ничтожно малую часть документов,
освещающих вступление о. Иакинфа в члены
Академии. Источники, требующие дальнейшей
разработки, высвечивают множество
интереснейших эпизодов из биографии
основоположника отечественного
китаеведения и из истории самой Академии.
Название книги
иттрова дано на немецком яз. Описание
Пекина приводится сначала на французском, а
затем на русском яз. Текст этого письма см.:
Мясников В. С. Становление и развитие
советского китаеведения// ПДВ. 1974. No 2. С.41-62.
ПФА РАН ф.1, оп.1-а, 1829,
ед. хр. 41, 27.V.1829, л.57 об. п. 296.
Журнал Министерства
Народного Просвещения. 1857, сентябрь. С. 125.
Моллер Н. С. Иакинф
Бичурин в далеких воспоминаниях его внучки.
// Русская старина. 1888 , август. СПб. С. 283.
Панаев И. И.
Литературные воспоминания и воспоминания о
Белинском. СПб., 1876, N 2. С. 117.
О. Иакинф (Бичурин).
Собрание сведений о народах... М., 1950.
Предисловие. С. XV. Сочинения Н.Я. Бичурина:
|