Жизнь и деятельность отца Иакинфа Материалы о Н.Я. Бичурине Труды Н.Я. Бичурина Увековечивание памяти Н.Я. Бичурина
Никита
Бичурин и Доржи Базаров Г.Н.З. Заятуев Н.Я.
Бичурин оказал большое влияние на
формирование первого бурятского ученого Доржи Банзарова (ок. 1822-1855), своего
младшего современника, выдвинувшегося как крупный
ученый-востоковед. Д. Банзаров с большим
уважением относился к Н.Я. Бичурину, изучал
его труды, поддерживал в дискуссиях своего
времени. Выдающийся российский востоковед,
основоположник отечественной синологии Н.Я. Бичурин (о. Иакинф) был
крупнейшим монголистом [1]. Первый бурятский ученый Доржи
Банзаров, выдвинувшийся при жизни Бичурина
как крупный
ученый-востоковед, с большим уважением
относился к Н.Я. Бичурину. В своих трудах Доржи Банзаров часто
ссылается на работы Н.Я. Бичурина. И при этом мы находим
использование всех работ знаменитого
востоковеда о Монголии, прежде всего
таких, как лЗаписки о Монголии...╗, лИстория
первых четырех ханов из
дома Чингисова╗, лИсторическое обозрение
ойратов или калмыков с XV
столетия до настоящего времени╗, лСтатистическое
описание Китайской империи╗, а также его журнальных статей. Примечательно, что это не только ссылки
на исторические события и факты в работах Н.Я. Бичурина или на
выводы и заключения автора. В равной
степени Д. Банзаров делает свои
замечания в вопросах, в которых его мнение
расходится с заключениями
Н.Я. Бичурина. Так, в статье лО происхождении
имени лмонгол╗ Д. Банзаров критикует Иакинфа, а также
Шмидта и Дегиня за то, что они в своих работах пытались
доказать, лчто маленькая орда монголов
владела Среднею Азиею [2] под именем хунну и
туго [3]╗. Подобного рода несогласия и
критику некоторых положений
Н.Я. Бичурина встречаем и в других работах
Доржи Банзарова. Личное знакомство Доржи Банзарова с Н.Я.
Бичуриным состоялось в Петербурге в 1847-1848 гг., когда он,
недавний выпускник Казанского
университета, приехал сюда на полгода.
К этому времени Доржи Банзаров был вполне сформировавшимся
ученым. Была уже опубликована его работа лЧерная
вера или шаманство у монголов╗. Он хорошо
знал русский, монгольский и маньчжурский
языки, свободно мог читать на французском,
немецком, английском и латинском языках.
Имел некоторые познания и в тюркских языках. Приезд в Петербург молодого
воспитанника профессора О.М. Ковалевского был воспринят столичными востоковедами
весьма заинтересованно и тепло. Так, П.С. Савельев характеризует
Доржи Банзарова и первые дни пребывания его
в столице: лПри светлой
голове, ему понятны были самые утонченные
вопросы и требования
эрудиции, и во всех своих суждениях и
направлении обнаруживал он чисто европейский склад ума,
сочувствие современным идеям, сочувствие в жизни
и движении человечества. Кроме
чингисхановской физиономии, ничто не
обличало в нем среднеазиатского человека.
Таким узнали мы его в Петербурге, когда
он прибыл из Казани в конце 1847 года. Он
спешил познакомиться с здешними
ориенталистами, а они с ним. При своей
общительности, он скоро подружился со всеми,
и взаимный обмен сведений, взглядов и
желаний был столь же
полезен ему, как и им╗ [4]. Для задушевных бесед между только что
взошедшим на небосклон российской ориенталистики молодым ученым
Доржи Банзаровым и ее патриархом Н.Я. Бичуриным было
множество интересных тем. Жизненные пути Н.Я.
Бичурина и Доржи
Банзарова не редко перекрещивались.
Маленький Доржи Банзаров на заре своей жизни (1833-1835 гг.) учился в
Кяхте, где работал в 1830-1931 и 1835-1937 гг. Н.Я.
Бичурин. Потом он заканчивает гимназию и
университет в Казани, где в свое время также
учился в духовной семинарии и работал в
духовной академии Бичурин. К
тому же Иакинф в свое время изучал и
этнографию бурят. Были у них
общие знакомые и в Кяхте, и в Казани. Были
общие научные интересы. О том, что знакомство их было приятное,
беседы - сердечные, затрагивались в них самые различные
вопросы, говорят свидетельства И.С.
Сельского, правителя дел Сибирского отдела
Русского географического общества. В 1853 г.
он вместе с Доржи
Банзаровым посетил находившихся в
Селенгинске на поселении декабристов братьев Н.А. и М.А. Бестужевых. При этом
Доржи Банзаров поведал своему спутнику о том, как он в Петербурге
встречался с Н.Я. Бичуриным, который показывал железное кольцо,
скованное из кандалов - подарок Бестужева,
как он восторженно
отзывался о Н.А. Бестужеве [5]. Между Н.А. Бестужевым и Доржи Банзаровым
установились столь же дружественные отношения, какие
существовали между Н.Я. Бичуриным и Н.А. Бестужевым. На это указывают такие
факты. Так, Доржи Банзаров и И.С. Сельский гостили у
Бестужевых целых четыре дня. Как
свидетельствовал Сельский, Н.А. Бестужев и Доржи
Банзаров все эти дни провели лв задушевной
беседе, говоря о
Петербурге, о шаманстве у монголов и
заселении Прибайкалья бурятами, что тогда сильно занимало Николая
Александровича╗ [6]. Несомненно, они
вспоминали и о Н.Я. Бичурине, их общем
знакомом. В этот последний приезд Доржи Банзарова
в Селенгинск Н.А. Бестужев писал с него акварельный портрет,
какой он в свое время сделал в Петровском
каземате с Н.Я. Бичурина [7]. В
противоположность портрету Н.Я. Бичурина,
который ныне экспонируется в Кяхтинском
краеведческом музее им. В.А. Обручева,
портрет Доржи Банзарова работы Н.Я.
Бестужева до нас, к сожалению, не дошел. В 30-х и 40-х гг. на страницах журналов и
научных изданий развернулась полемика по вопросам монгольской
эпиграфики. В ней одну сторону представлял И.Я. Шмидт, а другую в
первой дискуссии - Н.Я. Бичурин и С. Комаров,
и во второй дискуссии - о. Аввакум (Честный),
В.В. Григорьев и Н.Я. Бичурин. Благодаря Я.И. Шмидт был видным в то время ученым-востоковедом,
получившим известность благодаря своим
исследованиям по монголистике [8] и
тибетологии и особенно избранию его в
академики. Небезынтересно отметить, что если свои
статьи Шмидт публиковал в бюллетене Российской академии наук и в
лСанкт-Петербургских ведомостях╗, то его оппоненты отвечали
ему со страниц лОтечественных записок╗
Краевского и лФинского
вестника╗, одним из издателей которого
состоял П.С. Савельев - т.е. со страниц более или менее
прогрессивных изданий тогдашней России [9]. Ко времени приезда Д. Банзарова в
Петербург дискуссии эти хотя уже прекратились (незадолго до этого
академик Шмидт умер), но вопросы, затронутые
в них, оставались открытыми. Неизбежные
почести и славословия, общепринятые при сопровождении в
последний путь ученого, делали Шмидта в
глазах несведущей в
монголистике публики и общественности
светилом чуть ли не первой величины. А для его оппонентов в научной полемике
естественная кончина человека обернулась фактом весьма
неблагоприятным. В этой ситуации Д. Банзаров выступает
как бы в роли третейского судьи в их спорах. Он пишет в Петербурге
две статьи лРазъяснение одной монгольской
надписи на серебряной
дощечке, найденной в Екатеринославской
губернии, в имении барона А. фон-Штиглиц╗
и лПайзе, или металлические дощечки с
повелениями монгольских ханов╗ и делает
заготовки для третьей статьи лОбъяснение монгольской
надписи на памятнике князя Исунке,
племянника Чингис-хана╗, которая была завершена и опубликована
в 1851 году. Не подлежит сомнению, что идеи этих
статей у молодого востоковеда возникли во время совместных
обсуждений и бесед с его новыми
петербургскими друзьями. Эти работы
Доржи Банзарова можно квалифицировать как
своеобразную форму сотрудничества Д.
Банзарова с Н.Я. Бичуриным и другими
востоковедами. Кроме того, названные статьи Д.
Банзарова преследовали цель защиты Н.Я. Бичурина от необоснованных нападок
со стороны Я.И. Шмидта. Этот мотив аргументирован в
письмах Д. Банзарова к П.С. Савельеву по
поводу написания его последней
статьи. Как известно, в ней затрагивался
предмет первой дискуссии по вопросам монгольской эпиграфики. Д.
Банзаров писал П.С. Савельеву из Казани: лТеперь мне покою не
дает известная надпись на камне, вделанная
в стену в сенях Азиатского
музеума Академии наук, приписываемая
Чингису. Надпись эта особенно прославлена руганкою, которую немец
Шмидт задавал по-русски почтенному отцу Иакинфу. Мне хочется теперь
посрамить лчерные кости╗ немца и косвенно
оградить о. Иакинфа. В разборе
этой надписи я теперь уже столько сделал,
что если бы я
имел 1/100 той смелости, с какой разбирал
ее Шмидт, то давно отправил бы свой перевод к вам╗. Далее он просит
П.С. Савельева обратиться Н.Я. Бичурину,
чтобы тот сообщил Банзарову подробности
биографии племянника Чингис-хана Исунке, лкоторая, вероятно,
находится в Истории династии Юань ...╗ [10]. Представленные на суд научной
общественности статьи Д. Банзарова
получили весьма высокую оценку
современников. Таковы некоторые факты,
характеризующие связи первого бурятского
ученого с выдающимся российским
востоковедом Н.Я. Бичуриным. ЛИТЕРАТУРА И ПРИМЕЧАНИЯ
|