Жизнь и деятельность отца Иакинфа                                  Материалы о Н.Я. Бичурине  

Труды Н.Я. Бичурина                                                        Увековечивание памяти Н.Я. Бичурина  

Библиография  

 Бичурин и Сибирь

В.В.Свинин

             Научная деятельность Н.Я. Бичурина оставила глубокий след в истории Сибири. Его книги являются настольными для каждого археолоа,  этнолога и историка, изучающего этот край, в течение более полутора веков.

Никита Яковлевич Бичурин (о.Иакинф) - известный русский востоковед, основатель российской школы китаеведения, автор первых учебников и словарей китайского языка, член-корреспондент Российской Академии наук, действительный член Азиатского общества в Париже, лауреат нескольких Демидовских премий -оставил глубокий след в истории Иркутска и Сибири. Он родился 29 августа (9 сентября) 1777 г. в с. Акулево Цивильского (с 1781 г. - Чебоксарского) уезда Казанской губернии в семье бедного сельского дьякона-чуваша. Поступив в Казанскую духовную академию, проявил большие способности и прилежание в учебе и по окончании академии в 1799 г. был оставлен в ней для преподавания грамматики и риторики.

В 1800 г. молодой преподаватель академии принял сан и получил имя Иакинф. В 1802 г. он получает сан архимандрита и назначается настоятелем Иркутского Вознесенского монастыря и ректором Иркутской духовной семинарии. В Иркутске о. Иакинф сближается с представителями общественности, чем вызывает недовольство местного начальства. В результате доноса в 1803 г. его переводят в Тобольскую семинарию (согласно бытующей версии - за то, что укрывал в своем монастыре крестьянку под видом послушника). Но несмотря на высылку и недолгое пребывание в городе, Н.Я. Бичурин сохранил добрые отношения со многими иркутянами и впоследствии неоднократно приезжал сюда.

Во время пребывания в Иркутске, который был в то время крупнейшим административным и культурным центром Сибири, у него зарождается серьезный интерес к истории и культуре Востока, в первую очередь - к Монголии, Тибету и Китаю. В 1807 г. отец Иакинф назначается главой Духовной Миссии, направленной в Китай. Русская Духовная Миссия в Пекине в то время фактически выполняла роль дипломатического ведомства, так как китайское правительство с момента установления дипломатических отношений с Россией решительно отказывалось от открытия здесь российского представительства.

Прожив 12 лет в Пекине (1808-1820 гг.), Бичурин активно занимался изучением китайского языка и Китая - страны, практически неизвестной западному миру, внимательно отслеживал события, происходившие там (в частности, он как очевидец составил подробное описание Пекинского восстания 1813 г.), вел поиск древних источников, закупал старинные книги и рукописи.

Ко времени своего отъезда Бичурин уже превосходно знал китайский язык, проник в тайны старокитайской письменности, составил многотомный китайско-русский словарь, вчерне перевел большой труд по истории Китая лТунцзянь ганму╗, географическое описание Цинской империи, собрания высказываний древненкитайских философов - лСышу╗, сочинения о Монголии, Тибете и Восточном Туркестане. По свидетельству Е.Ф. Тимковского, друга и ученика Н.Я. Бичурина, при возвращении отца Иакинфа в Россию пятнадцать верблюдов везл для отечественных библиотек приобретённые им сочинения китайских авторов.

Однако его научные поиски и достижения в познании Китая мало волновали духовное руководство. По приезде в Петербург в январе 1822 г. Н.Я. Бичурин был предан духовному суду и сослан в Валаамский монастырь, где продолжал переводить китайские исторические сочинения. Только благодаря ходатайству друзей из Министерства иностранных дел (востоковедов П.Л. Шиллинга и Е.Ф. Тимковского), содействию графа Н.П. Румянцева, а также статьям Г.И. Спасского о трудах Бичурина, в ноябре 1826 г. ученому-монаху было дозволено поселиться в Александро-Невской лавре.

Причисленный к Азиатскому департаменту в качестве переводчика, Бичурин развернул интенсивную научную деятельность. Помимо многочисленных статей выходят его переводы, сопровожденные ценными и поныне комментариями: лОписание Тибета в нынешнем его состоянии...╗, посвященное З.А. Волконской -первый в Европе объективный источник сведений о Тибете (1828); лЗаписки о Монголии╗ (1828); лИстория четырех ханов из дома Чингисова╗ (1829), лОписание Пекина╗ (1829), лОписание Чжунгарии и Восточного Туркестана в древнем и нынешнем состоянии╗ (1829), лСань цзыцзин, или Троесловие...╗ (1829).

Труды Бичурина сразу же высоко оценили отечественные и зарубежные ученые и литераторы. По отзыву А.С. Пушкина, лглубокие познания╗ китаиста лразлили... яркий свет на сношения наши с Востоком╗. В 1829 г. отец Иакинф был избран членом-корреспондентом Российской академии наук, а в 1831 г. - членом Азиатского общества в Париже. Зимой 1830 г. с целью-ознакомления с ходом русско-китайской торговли и обучения китайскому языку членов XI Духовной миссии Бичурин направляется на восемнадцать месяцев в Кяхту, откуда регулярно посылал путевые очерки и литературные зарисовки о природе Байкала в лЛитературную газету╗ и лМосковский телеграф╗.

В 1831 г., находясь в Сибири, подал прошение в Синод о снятии монашеского сана. Считается, что этот шаг он сделал под влиянием декабристов. Синод согласился, но Николай I после некоторых колебаний повелел: лНе дозволять оставлять монашество╗.

В 1835-1837 гг. Бичурин вновь выезжает в Сибирь, где встречается с братьями Н.А. и М.А. Бестужевыми, И.И. Пущиным и другими декабристами. В Кяхте он открывает первую в России школу китайского языка, преподает в ней и создает первый учебник китайского языка. В 1830-1840 гг. в лТелескопе╗ и лРусском вестнике╗ публикуются лОтрывки из путешествия о. Иакинфа по Сибири╗.

Бичурин был знаком с большинством петербургских и московских литераторов. А.С. Пушкину он подарил две свои работы и предоставил рукопись лИсторические обозрения ойратов, или калмыков...╗, использованную поэтом в работе над лИсторией Пугачева╗. В.Ф. Одоевский, друживший с Бичуриным, под влиянием его устных рассказов и сочинений написал художественную утопию л433 8-й год╗. Многие годы добрые отношения связывали ученого-ориенталиста с московским писателем и издателем НА. Полевым, выходцем из Иркутска.

В 30-е гг. Бичурин становится крупной научной и общественной фигурой. Его работам посвящаются десятки статей, на протяжении 9 лет, ему трижды присуждается Демидовская премия: за лИсторическое обозрение ойратов, или калмыков, с 1-5 столетия до настоящего времени╗ (1834); за лКитайскую грамматику╗ (1835) и за лСтатистическое описание Китайской империи╗ (1842). Впоследствии ему присуждаются еще три Демидовские премии1. Просветительская деятельность Бичурина сопровождалась острой полемикой с весьма распространенными в Европе и России представлениями о Китае как символе застоя, косности и национализма. Ученый выступал против упрощенно-западнического подхода к китайской культуре, против приложения к культуре Востока евроцентристских стандартов западноневропейской общественной мысли. Однако сочинения Бичурина получили критическую оценку различных течений русского западничества. В.Г. Белиннский, отдавая должное научно-просветительскому значению трудов Бичурина, усматривал в них тенденцию к идеализации китайского общества. Не случайно в 1840-1850 гг. Бичурин, придававший большое значение роли традиции в истории китайской культуры, оказывается в одном лагере с деятелями, отстаивавшими консервативные взгляды - М.П. Погодиным, С.П. Шевыревым и др.

Н.Я. Бичурин скончался 11(23) мая 1853 г. и похоронен в Александро-Невской Лавре. Его последним крупным сочинением, вышедшим за два года до кончины, было лСобрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена╗ (1851), переизданное через сто лет. Эта книга остается настольной для каждого археолога, этнолога и историка Сибири в течение более полутора веков.

Все сочинения Н.Я. Бичурина продолжают жить и активно использоваться учеными. Вклад его в мировую науку о Востоке настолько велик и значителен, переводы настолько высокого качества, что даже сегодня не находятся специалисты, которым было бы под силу подняться в понимании древних источников выше того, что сделал он еще на заре XIX века.

Up ]

Используются технологии uCoz