Жизнь и деятельность отца Иакинфа Материалы о Н.Я. Бичурине Труды Н.Я. Бичурина Увековечивание памяти Н.Я. Бичурина Бичурин
и Сибирь В.В.СвининНаучная деятельность Н.Я. Бичурина оставила глубокий след в истории Сибири. Его книги являются настольными для каждого археолоа, этнолога и историка, изучающего этот край, в течение более полутора веков. Никита Яковлевич Бичурин (о.Иакинф) -
известный русский востоковед, основатель российской школы
китаеведения, автор первых учебников и
словарей китайского языка, член-корреспондент
Российской Академии
наук, действительный член
Азиатского общества в Париже, лауреат
нескольких Демидовских премий -оставил глубокий след в истории
Иркутска и Сибири. Он родился 29 августа (9 сентября) 1777 г. в с. Акулево
Цивильского (с 1781 г. - Чебоксарского) уезда Казанской губернии в
семье бедного сельского дьякона-чуваша.
Поступив в Казанскую
духовную академию, проявил большие
способности и прилежание в учебе и по окончании академии в 1799 г. был
оставлен в ней для преподавания грамматики и риторики. В 1800 г. молодой преподаватель академии
принял сан и получил имя Иакинф. В 1802 г. он получает сан
архимандрита и назначается настоятелем
Иркутского Вознесенского
монастыря и ректором Иркутской духовной
семинарии. В Иркутске о. Иакинф сближается с представителями
общественности, чем вызывает недовольство местного начальства. В
результате доноса в 1803 г. его переводят в Тобольскую семинарию (согласно
бытующей версии - за то, что укрывал в своем монастыре
крестьянку под видом послушника). Но
несмотря на высылку и недолгое пребывание в городе, Н.Я.
Бичурин сохранил добрые отношения со многими иркутянами и
впоследствии неоднократно приезжал сюда. Во время пребывания в Иркутске, который
был в то время крупнейшим административным и культурным центром
Сибири, у него зарождается серьезный интерес к истории и
культуре Востока, в первую очередь - к
Монголии, Тибету и Китаю. В 1807
г. отец Иакинф назначается главой Духовной
Миссии, направленной в Китай. Русская Духовная Миссия в
Пекине в то время фактически выполняла роль
дипломатического ведомства, так как
китайское правительство с момента
установления дипломатических отношений с
Россией решительно отказывалось от открытия здесь
российского представительства. Прожив 12 лет в Пекине (1808-1820 гг.), Бичурин
активно занимался изучением китайского языка и Китая
- страны, практически неизвестной западному
миру, внимательно
отслеживал события, происходившие там (в
частности, он как очевидец составил подробное описание
Пекинского восстания 1813 г.), вел поиск
древних источников, закупал старинные
книги и рукописи. Ко времени своего отъезда Бичурин уже
превосходно знал китайский язык, проник в тайны старокитайской
письменности, составил многотомный
китайско-русский словарь, вчерне
перевел большой труд по истории Китая лТунцзянь
ганму╗, географическое
описание Цинской империи, собрания
высказываний древненкитайских философов - лСышу╗, сочинения
о Монголии, Тибете и Восточном Туркестане. По свидетельству Е.Ф.
Тимковского, друга и ученика Н.Я. Бичурина, при возвращении отца
Иакинфа в Россию пятнадцать верблюдов
везл для отечественных
библиотек приобретённые им сочинения
китайских авторов. Однако его научные поиски и достижения
в познании Китая мало волновали духовное руководство. По приезде в
Петербург в январе 1822 г. Н.Я. Бичурин был предан духовному суду и
сослан в Валаамский монастырь, где
продолжал переводить
китайские исторические сочинения. Только
благодаря ходатайству друзей из
Министерства иностранных дел (востоковедов
П.Л. Шиллинга и Е.Ф. Тимковского), содействию графа Н.П.
Румянцева, а также статьям Г.И. Спасского о трудах Бичурина, в
ноябре 1826 г. ученому-монаху было дозволено
поселиться в Александро-Невской
лавре. Причисленный к Азиатскому
департаменту в качестве переводчика,
Бичурин развернул интенсивную научную
деятельность. Помимо многочисленных статей
выходят его переводы,
сопровожденные ценными и поныне
комментариями: лОписание Тибета в
нынешнем его состоянии...╗, посвященное З.А.
Волконской -первый в
Европе объективный источник сведений о
Тибете (1828); лЗаписки о Монголии╗ (1828); лИстория четырех ханов
из дома Чингисова╗ (1829), лОписание Пекина╗ (1829), лОписание
Чжунгарии и Восточного Туркестана в
древнем и нынешнем
состоянии╗ (1829), лСань цзыцзин, или
Троесловие...╗ (1829). Труды Бичурина сразу же высоко оценили
отечественные и зарубежные ученые и литераторы. По отзыву А.С.
Пушкина, лглубокие познания╗ китаиста лразлили...
яркий свет
на сношения наши с Востоком╗. В 1829 г. отец
Иакинф был избран членом-корреспондентом Российской
академии наук, а в 1831 г. - членом Азиатского общества в Париже. Зимой 1830 г. с целью-ознакомления
с ходом русско-китайской
торговли и обучения китайскому языку
членов XI Духовной миссии Бичурин направляется на восемнадцать
месяцев в Кяхту, откуда регулярно посылал путевые очерки и литературные
зарисовки о природе Байкала в лЛитературную газету╗ и лМосковский
телеграф╗. В 1831 г., находясь в Сибири, подал
прошение в Синод о снятии монашеского сана. Считается, что этот
шаг он сделал под влиянием декабристов.
Синод согласился, но
Николай I после
некоторых колебаний повелел: лНе дозволять оставлять
монашество╗. В 1835-1837 гг. Бичурин вновь выезжает в
Сибирь, где встречается с братьями Н.А. и М.А. Бестужевыми, И.И.
Пущиным и другими декабристами. В Кяхте он открывает
первую в России школу китайского языка,
преподает в ней и создает первый учебник китайского языка. В 1830-1840
гг. в лТелескопе╗ и лРусском вестнике╗
публикуются лОтрывки из путешествия о.
Иакинфа по Сибири╗. Бичурин был знаком с большинством
петербургских и московских литераторов. А.С. Пушкину он подарил
две свои работы и предоставил рукопись лИсторические
обозрения
ойратов, или калмыков...╗, использованную
поэтом в работе над лИсторией Пугачева╗. В.Ф. Одоевский,
друживший с Бичуриным, под влиянием его устных рассказов и
сочинений написал художественную утопию л433
8-й год╗. Многие
годы добрые отношения связывали ученого-ориенталиста
с московским писателем и издателем НА.
Полевым, выходцем из Иркутска. В 30-е гг. Бичурин становится крупной
научной и общественной фигурой. Его работам посвящаются десятки
статей, на протяжении 9 лет, ему трижды присуждается
Демидовская премия: за лИсторическое
обозрение ойратов, или калмыков,
с 1-5 столетия до настоящего времени╗ (1834); за
лКитайскую грамматику╗ (1835) и за лСтатистическое описание
Китайской империи╗ (1842). Впоследствии ему присуждаются еще три
Демидовские премии1.
Просветительская деятельность Бичурина
сопровождалась острой полемикой с весьма
распространенными в Европе и
России представлениями о Китае как символе
застоя, косности и национализма. Ученый выступал против упрощенно-западнического
подхода к китайской культуре, против приложения к
культуре Востока евроцентристских
стандартов западноневропейской
общественной мысли. Однако сочинения
Бичурина получили критическую
оценку различных течений русского
западничества. В.Г. Белиннский,
отдавая должное научно-просветительскому
значению трудов Бичурина, усматривал
в них тенденцию к идеализации китайского
общества. Не случайно в 1840-1850
гг. Бичурин, придававший большое значение
роли традиции в истории китайской
культуры, оказывается в одном лагере с
деятелями, отстаивавшими консервативные
взгляды - М.П. Погодиным, С.П. Шевыревым и др. Н.Я. Бичурин скончался 11(23) мая 1853 г. и
похоронен в Александро-Невской Лавре. Его последним
крупным сочинением, вышедшим за два года до
кончины, было лСобрание
сведений о народах, обитавших в Средней
Азии в древние времена╗ (1851), переизданное через сто лет. Эта
книга остается настольной для каждого археолога, этнолога и
историка Сибири в течение более полутора
веков. Все сочинения Н.Я. Бичурина продолжают жить и активно использоваться учеными. Вклад его в мировую науку о Востоке настолько велик и значителен, переводы настолько высокого качества, что даже сегодня не находятся специалисты, которым было бы под силу подняться в понимании древних источников выше того, что сделал он еще на заре XIX века.
|