Жизнь и деятельность отца Иакинфа Материалы о Н.Я. Бичурине Труды Н.Я. Бичурина Увековечивание памяти Н.Я. Бичурина
История
Успенской церкви села Акулева Д.И.ЕфатероваВ статье приводится историко-статистическое описание Успенской церкви села Акулева, где родился известный востоковед Н.Я. Бичурин. Описание датировано 1899 годом. До недавнего времени родиной Н.Я.
Бичурина считалось село Акулево Чебоксарского района Чувашской
Республики. Но краеведы доказали, что
будущий ученый родился в нынешней
деревне Типнеры этого же района, которое до
1821 г. называлось
селом Акулевом и входило в Чебоксарский
уезд Казанской губернии. В чем дело? Почему церковь перенесли в
другой населенный пункт, сохранив при этом название старого
прихода? Архивных материалов по данному вопросу
немного, но по тем, что имеются в архивных
фондах республики, удалось установить
причину переноса церкви. Вот что
свидетельствуют документы конца XIX века. Историко-статистическое
описание Успенской церкви села Акулева Казанской епархии от 1899
года Церковь в селе Акулеве находится на
окраине села. Церковь не древняя, хотя со времени образования
акулевского прихода прошло более
полутораста лет. Причину.сего
обстоятельства можно видеть из
храмозданной грамоты, которая будет помянута
ниже. Настоящая церковь в селе Акулеве
построена в 1821 г. с благословения
Амвросия, архиепископа Казанского и
Симбирского, во имя Успения Божьей
Матери, зданием каменным. Из храмозданной
грамоты, подписанный упомянутым
архиепископом, видно, что храм села Акулево
выстроено на средства прихожан.
Подлинный текст храмозданной грамоты
следующее: Божьею милостию смиренный
Амвросий, Архиепископ Казанский и
Симбирский. По благодати, дару и власти
всесвятаго и животворящаго Духа, данной нам
от самого великаго Архирея Господа
нашего Иисуса Христа чрез святыя Его
Апостолы и их наместники и преемники
слушали Мы прошение, поданное нам прошлого
1817г. Ноября ... дня Казанской
епархии и губернии, Чебоксарского уезда
села Акулева от повторенных прихожан из
чуваш крещенных деревень: Мамалаевой
Федота Макарова и Яушевой Феодора
Никитина, в котором они изъясняли, что
состоящая в приходском их селе Акулеве
Успенская деревяннаго здания церковь
стенами в углах, а паче и крышею, приходит
в ветхость, то дабы впредь не остаться им
впредь без храма, желают Таким
образом из храмозданной грамоты видно, что
дело о постройке новой церкви начато в 1817 году. Мысль о
перенесении храма из прежняго села Акулева
в деревню Ямбулатово
подана священником Афанасием Васильевым,
который был строителем новой церкви, и которому
суждено было священствовать при новом храме
13 лет. По сохранившемуся контракту,
заключенному между прихожанами и подрядчиками
по построению церкви видно, что постройка
храма начата в 1818г., а
окончена должна была быть в 1821 г.; таким
образом, храм строился около 4 лет. Из того
же контракта видно то, что средств на
построение храма потрачено 25 750 рублей,
по всей вероятности, ассигнациями, хотя об
этом в контракте не упомянуто. Думать
так нужно потому, что в церковной летописи
за 1867 г. стоимость церкви определена в 7
357 рублей 14 1/4 коп серебром. О времени
освящения храма и лицах,
совершивших оное, данных нет. Храм с самого основания находится в том
же виде, в каком был первоначально построен. В тоже время
устроен в оном теплый придел во имя трех
святителей Василия Великаго,
Григория Богослова и Иоанна Златоустаго
иждивением и старанием
прихожан же и священника Афанасия
Васильева за сумму, как видно из летописи, 2000 серебром, считая в том же
числе иконостас и в холодном храме. Хотя капитальных
ремонтов в храме не было, но за последнее
время внутри его сделано много
улучшений, благодаря стараниям местного
псаломщика М. Белокурова. Последним на
добровольныя пожертвования местных
прихожан им же собранныя, храм и
купол внутри украшен стенною живописью,
устроены два заклиросных
киота, из коих в одном вставлена живописная
икона Успения Божией Матери,
а в другом икона св. Николая в апликовой
ризе - оба киота вместе с иконами стоят
300 рублей, им же приобретены
дарохранительница в 145 рублей, две металлические
хоругви, запрестольные. Выносные иконы,
крест Казанской Божией Матери и на полотне
написанная живописной работы икона
Воскресения Христова - стоимостью в 40
рублей. Словом, улучшения в храме, сделанныя
благодаря стараниям псаломщика М.
Белокурова своею стоимостю достигают до
двух с половиною тысяч
рублей. Не будучи
замечательном по каким-либо историческим и
священным воспоминаниям
храм в селе Акулеве, однако, неоднократно
посещено было Казанскими архипастырями и один раз
даже г. Начальником губернии тайным советником
П.А. Полтарацким. Господин Начальник
губернии посетил храм в 1897
г. августа 30 дня, будучи в селе Акулеве
проездом из города Цивильска в г.
Чебоксары. Осмотрев храм г. Губернатор
слушал пение певчих местного хора и вполне
одобрил оное, а затем, поговорив милостиво с
местными священниками отбыл
в местное волостное правление. Из
архипастырей в селе Акулеве были Антоний
и Палладий, архиепископы Казанские и
Свяжские и Кирилл, епископ Чебоксарский.
Первый был в 1869 г. мая 25 дня, второй 1883 г. июля
17 дня и третий в 1886 г. июля 20 дня. Со времени возникновения прихода
настоящий храм уже второй. Мало того этот
храм и выстроен не в прежнем селе Акулеве, а
в его приходской деревне Ямбулатовой, околодке Шемжерах. Каковое
название деревни сохранятся до настоящего время, так что село Акулево
среди местного населения известно преимущественно под названием
Ямбулатово-Шемжеры. Первая церковь в приходе села Акулева
выстроена в 1743 г., деревянная во имя Успения Божией Матери,
однопрестольная, но в 1821 г., частию за
ветхостью, а частью за недостатком воды в
селе, упразднена и выстроена вместо ея
настоящая церковь при вышеупомянутой
деревень. К сожалению, о преждебывшей
церкви никаких преданий не
существует, а равно как нет ни храмозданных,
ни храмоосвятительных
грамот, кроме только метрических книг с 1780 г.
и исповедных росписей
с 1808 года. Деятельность церкви невозможно
оценивать однозначно. С одной стороны, она вносила большой вклад в
нравственное воспитание населения, с
другой через христианизацию
насильно русифицировала чувашей, заставляя
забывать исконные чувашские
традиции и обряды. И школы в XIX в. первоначально открывались, чтобы
чуваши через грамоту и образование отреклись
от языческих суеверий. Сегодня, уже в XXI в., в период
нравственного падения общества, мы поворачивемся лицом к церкви
как к спасительнице. Проходят года,
столетия. Меняется
мировоззрение людей. Неизменным остается
потребность в нравственном воспитании
человека: чистоте его души, помыслов и
действий. |