Жизнь и деятельность отца Иакинфа Материалы о Н.Я. Бичурине |
|||||
В начале 1822 г. Н. Бичурин прибыл в
Петербург. Его обвинили в
злоупотреблениях. 4 сентября 1823 г.
решением Синода он был отправлен в
монастырскую тюрьму на острове Валаам,
расположенном на Ладожском озере.
Бичурина лишили сана архимандрита и
священнического сана, но не исключили из
духовного ведомства и оставили в
монашеском звании. 1
ноября 1826 г. Н. Бичурин возвращен из
монастырского заточения на Валааме и поступает
на службу в Азиатский
департамент МИД, где занимался
переводами, а на жительство он был
определен в Александро-Невскую лавру. С
этого времени начинается самый
блестящий период в жизни Никиты
Яковлевича Бичурина время его
неутомимой научной и общественной
деятельности. Им было выпущено в свет 10
книг, опубликовано множество статей
почти в двадцати периодических изданиях
Дважды побывал он в научной командировке в
Забайкалье. В 1827 г. вышла в свет его статья "Ответы на вопросы о Китае", вошедшая в 1840 г. в книгу "Китай, его жители, нравы, обычаи и просвещение". В 1828 г. издана монография "Описание Тибета в нынешнем его состоянии". |
Митрополит
Новгородский и Петербургский Амвросий
Подобедов. В 1764 году закончил Троицкую
семинарию, два года спустя принял
монашество и стал проповедником
Московской духовной академии. В 1774-1778
годах являлся ректором данного
духовного учебного заведения, в 1778 году
посвящен в сан епископа Севского. В 1785
году архиепископ Ампвросий стал владыкой
Казанской епархии. Просвещенный
архиепископ строго приписывал
духовенству отдавать своих детей в
семинарию. Владыка являлся энергичным
проводником политики преобразований
духовных и народных училищ и
сторонником внедрения новых методов в
образовательный процесс. Его роль в деле
просвещения народов Поволжья и привития
им идей христианства очень велика.
Митрополит Амвросий Подобедов всю жизнь
опекал одного из самых своих любимых
учеников отца Иакинфа. Судьба Н.Я.
Бичурина была определена именно
митрополитом Амвросием. |
||||
Французский
перевод вышел в 1829 г. В том же 1828 г. изданы
"Записки о Монголии" с приложением
карты Монголии и этнографических
рисунков монголов в национальных
костюмах. Эта работа была переведена на
французский и немецкий языки. В
декабре 1828 г. Российская Академия наук
избрала его членом-корреспондентом по
разряду литературы и древностей Востока. В
1829 г. выпущено "Описание Чжунгарии и
Восточного Туркестана в древнейшем и
нынешнем его состоянии". В
1835 г. Российская Академия наук наградила
Н. Я. Бичурина премией за книгу "Историческое
обозрение ойротов, или калмыков с XV столетия до настоящего
времени", изданную в 1834 г. 7
марта 1831 г. Азиатское общество в Париже
почтило Н.Я. Бичурина избранием его в
качестве своего иностранного члена. В
1840 г. Н. Бичурин издал книгу "Китай, его
жители, нравы, обычаи, просвещение".
Наиболее фундаментальным трудом
явилось его "Статистическое описание
Китайской империи" (1842). В 1843 году за
эту книгу Иакинфа наградили в третий раз
Демидовской премией Академии наук. В 1848
г. появилась книга "Китай в
гражданском и нравственном состоянии"
(1848), в 1851 г. "Собрание сведений о
народах, обитавших в Средней Азии в
древние времена". За последнюю работу
был удостоен Демидовской премии. Второе
издание этой книги было осуществлено в
19501953 гг. Своими
фундаментальными исследованиями Н.
Бичурин положил начало научному
китаеведению в России.
Умер Никита
Яковлевич 11 мая 1853 г. в 5 часов утра, на 76
году жизни, в келье Александро-Невской
лавры. Прах его был предан земле утром 12
мая 1853 г. Друзья и почитатели его таланта
установили на могиле черный обелиск, на
котором выбита простая надпись: "Иакинф
Бичурин род. 1777г., ум. 1853 г. мая 11 д."
Между надписями, вдоль памятника, по-китайски
написана эпитафия: "Постоянно
прилежно трудился над увековечившими (его)
славу историческими трудами". |
|||||
|