Жизнь и деятельность отца Иакинфа                                  Материалы о Н.Я. Бичурине  

Труды Н.Я. Бичурина                                                        Увековечивание памяти Н.Я. Бичурина  

Библиография  

 

        

Легенды и предания.

В 1905 году сыном крестьянина деревни Большие Крышки Алексея Ивановича – Федором Алексеевым, окончившим Бичуринское двухклассное училище в 1882 году, записано следующее: «В старину чуваши как ныне, устраивая постоянные селения с жилищами и надворными постройками  на одном месте, не жили. Они выбирали удобные места с лесами, лугами и ровными полянами, пригодными для возделывания  хлебов. На такие местах они прокармливали себя, занимались земледелием и скотоводством.  Как только земля становилась неплодородной, они переезжали на другое место, так кочуя  с место на место, они коротали свой век. На левобережье Волги, говорится в предании, жили три родных брата: старший Пичура, средний Айдар и младший Чинкей, по прозвищу Кугей. Они жили  в местности, называвшейся Корканкарт. Обитавшие здесь племя язычников называлось крапляк. Братья – из этого племени. Они сдержали большого быка, который пасся свободно, но каждый аз по прошествии некоторого времени, бык возвращался к хозяевам. Однажды бык  отсутствовал более месяца. Братья забеспокоились и отправились на поиски. Бык нашелся на лугах волжской долины. Братьями было решено жить там, где обнаружен бык. Братья выкорчевали лес и начали обрабатывать землю. На данной местности бык пробыл три года, и в один из дней переправился на правый берег Волги и остановился близ реки Большой Аниш у возвышенности, откуда било два ключа. Это был   в верстах десяти от реки Волги. Земля оказалась богатой со всех сторон: имелись густые леса и обширные луга. Братьям местность  понравилась Бык задержался на несколько лет. Братья, посоветовавшись, решили не уходить всей семьей за быком, а одному из них остаться. Выбор пал на младшего брата. Он явился основателем деревни Кугеево( по – чувашски, Чинкейкасси, ныне называется Чанкасси). Бык снова в пути, но отойдя верст на семь, остановился у сильного ключа. На этом месте остался Айдар, - возникла деревня Айдарово.

В дальнейшем тот же бык направился на северо- запад, к другому сильно  бьющему ключу. Расстояние составило 2,5 версты. Тут обосновался старший брат Пичура и основал деревню Пичурино (ныне село Бичурино). Деревня сложилась у истоков речки Шинеры (Шенер), впадающей в реку  Большой Аниш. Деревня –по чувашски называлась Шенерпус. Несомненно, здесь было поселение чуваш. Пичура, устроившись на облюбованном месте, посадил елку (чараш).Елка подросла на ровной площади, свободной от построек. Когда Пичура умер, его похоронили возле ели. Пичура - историческая личность. Профессор В.Д. Дмитриев считает, что Пичура является одним из тех «героев-руководителей движения за мирное вхождение чувашей в состав России».В словаре Н.И. Ашмарина записано: «Шенерпус – сич сырма, сич сырмара- сич кеперте- йес кепер. Бичуринские овраги- семь оврагов, в семи оврагах – семь мостов, все - медные мосты». Действительно, Бичурино не обойдено оврагами. Они проходят всюду, даже поперек огородов, разрывая их полезную структуру на бросовую. Где растут только деревья, кустарники и косят траву на сено.

         В пределах села много оврагов, больших и малых, длинных и коротких, широких и узких, носящих названия с глубокой древности : Карчак сырми. Кайри сырма, Виснер сырми, Сарпике сырми и др. Каждому оврагу присущи свои предания,  отражающие жизнь поколения  своего времени. Например, по преданию  основателем деревни Сюндюково (по – чувашски Сичпурт) явился некий Сундюк. К его  приходу в деревне проживали жители 13 дворов. Первыми переселенцами были жители 7 дворов, которые ранее проживали неподалеку в лесу.  Сюндюк прибыл в деревню из деревни Чанкасси (Кугеево). Он поднялся по Большому Анишу и речке Кунер (Кунер шыв тарах хыпарса килне). Естественно, следует полагать, что ближайшие деревни Кугеево, Айдарово, Бичурино по возрасту тянут к седой старине.

         Один из первых поэтов чувашского края М.Ф. Федоров в 1876  году опубликовал статью «Предания чуваш Бичуринского прихода  Чебоксарского уезда и способы лечения у них болезней». В ней написано: «Существует предание, что жители деревни Хурапха, Хураниал, Караниал не суть коренные жители этих деревень, а – пришельцы из-за Волги. Поэтому в настоящее время эти деревни обладают несравненно меньшим количеством земли, чем другие деревни…»

   Значит, окрестные деревни Старое Тогаево, Большое  Аккозино, Сюндюково, Бичурино обладали большим количеством земли, чем Итяково (Хуранха и его выселки. Ее история уходит в глубь более чем на 430 лет от нашего времени. Возраст деревни отмечен в архивном документе.

В Свияжских писцовых книгах 1565-1567 г. встречаются названия чувашских деревень- 35 селений, в том числе Сюндюково, Айдарово, Большое Итяково (чувашско- татарская деревня). Чувашский ученый В.Е. Егоров писал: «Известно, что некоторые селения имели три названия. В качестве примера он приводит название селения  Шенерпус - Бичурино – Воскресенское. Здесь третье название связано со строительством церкви.» Слова: Виснер, Кунер, Шенер - названия деревень, финно-угорского происхождения ( по – марийски  «ер» - речка). С приходом предков чувашей в эти края финно-угорские племена вынуждены были оставить обитаемую местность и перебраться на левую сторону Волги. На правом берегу остались лишь горномарийцы, а на юге - мордва.

Сохранились предания, как спускалась флотилия  Ивана Грозного на Казань по Волге. Автор баллады «Леший» («Арсури») М.Ф. Федоров оставил нам ценную запись, связанную с нашим окружением.

Однажды суда вдруг остановились на глубоком месте. Отслужили молебен - не помогло. Царь распорядился найти чувашского знахаря. К нему привели почитаемого знахаря из деревни Большое Аккозино (чувашская деревня Топай). Знахарь сказал: «Суда удерживают вотыши (в чувашских языческих верованиях  водяные духи) за то, что  русские сколько раз ни плавали по Волге, ни разу  не давали жертвы. Теперь им нужны белые быки. По просьбе  царя Топай отыскал 7 быков. Принесли их в жертву- суда пошли».

Очевидно, имена  Топай, Тугай, Айдар, Сюндюк, Итяк и др. свидетельствуют  о владетелях местности или наместника, от которых пошла.

        История Воскресенской церкви

  Языческая вера  чувашей, мари, удмуртов, мордвы оставалась господствующей. Одной из причин роста и развития Бичурино было создание Бичуринского  прихода, строительство Воскресенской церкви. В 1740 г. на центральной площади в д. Бичурино построена деревянная церковь. Она поставлена на месте старого кладбища деревянная церковь. Церковь была типовой, в ней прослежено влияние московской  архитектуры.  1844 г.  церковь сгорела. Об этом случае сохранилось предание, хотя с тех пор прошло более 150 лет.

            В справочной книге Казанской епархии (Казань, 1904) указывалось, что в селе Бичурино (Воскресенское)  церковь построена в 1855 г. на средства прихожан и купца Петра Попова. Церковь деревянная на каменном фундаменте, теплая, однопрестольная, в честь обновления храма Воскресения Христова. Приходское попечительство с 1808 г. Вероисповедование – православное Население- чуваши. Освящение – в 1868 г. Колокльня – трехярусная. Размер церкви в плане: максимальная длина – 13 сажен ( в сажени 2м. 14см.), предельная ширина – 4,5 сажень, высота до карниза – 5 сажень, высота колокольни – 7 сажень + 1 аршин. Архитектура  по византийскому типу ( архитектор Тон). Церковь имела одну большую главу и четыре маленьких глав. Церковь закрыта в 1932 г.- разобрана комсомольцами села.

Первым священником был Иван Афанасьев ( с 11 сентября 1748г.) Последним – Г. Я. Яковлев( конец - ХIХ в., умер в 1939г. в с. Бичурино).

             Первыми священниками в Бичуринском двухклассном училище работали Николай Шмелев и Евграф Сребров. Приход имел две часовни. История первой часовни, что на старом кладбище ( по дороге на Цивильск), заслуживает памяти  современников.

             В 1850 г. на Большой дороге  проездом умер богатый человек из Казани. Им оказался купец П. Попов, пожертвовавший большие деньги на строительство Воскресенской церкви в 1844г. Купца похоронили на Бичуринском приходском кладбище и в его память построили кирпичную часовню. Она застолбована на географической карте чувашского края выпуска середины ХIХ в. Часовня простояла до 40-х г. ХХ века.

         Вторая часовня построена на выходе  из села, где дороги вели на деревни Сюндюково, Итяково, Ст. Тогаево, Исмели. Она также  кирпичная, но всегда  содержалась с наружной  побелкой. После закрытия церкви, ее разрушили до основания. Мотивы ее строительства неизвестны. В Чувашской государственном  архиве (ЦА ЧР) сохранились метрические книги. В них велась  скрупулезная запись  гражданских актов рождения, смерти , бракосочетания, крещения и т.д.( до 1917г.). Среди них , наряду  с простыми людьми  прихода можно встретить титулованных особ, людей  на государственной и военной службе и даже  арестантов( каторжан) и членов их  семей.

Топонимика Мариинско-Посадского района. 

            Географический ландшафт   отличается  большим разнообразием и множественностью природных и антропогенных объектов. В этнолингвистическом отношении в составе топонимов Мариинско-Посадского района  выявляется значительное число наименований географических объектов марийского происхождения. К ним прежде всего относятся  собственные названия с топоформантом –нар/-нер. По единодушному мнению исследователей, этот  формант происходит из полнозначного марийского  слова энгер «речка». Таких  гидронимов, по далеко неполным данным, на территории района насчитывается несколько десятков:

Кулнер- речка под с. Бичурино

Пуснар- речка под д. Малое Шигаево

Пуснаркасси- чувашское название д. Шигаево

Топанар- речка

Шанарпус ураме – улица в деревне Кугеево

Шенерпус- чувашское название с. Бичурино

Кайри Шенерпус – чувашское название д.Малое Камаево

Шопка  -марийское село в Республике Мариэл

          «Западная деревня, расположенная на вершине речки Шинярка»- названа по селу Шенерпус» Бичурино). «Западнее, западное Бичурино» - в чувашском языке слово кай» задняя сторона» служит также и обозначением запада.

         По переписи 1897 г. в  д.Бичурино (село Воскресенское) - 546 (рус.  и чув.) , в  д. Сюндюково (Сиче Пюрт) – 723чел.

Примеры:

1.Григорий Никитович Никитин.  Дом покрыт тесом, 31 год. Церковный караульщик. Земледелец. Сыновья: Василий-5 лет, Михаил –7, Гавриил – 2 года.

2.Филипп Трофимович  Трофимов. Дом покрыт соломой. Хозяин .Вдов. Дочь: Варвара, учится в двухклассном училище

3.Даниил Никитович Никитин. 29 лет Портной. Дом покрыт тесом. Окончил двухклассное училище. 2 детей: дочь и сын.

4. Григорий Спиридонович Спиридонов. Дом покрыт тесом. 30 лет. Землевладелец. Мелочный торговец. Дети: 2 сына и 2 дочери.

5.Исаев Петр Исаевич. Дом покрыт тесом. Землевладелец. Дети: Иван- имеет домашнее образование. Александр, Игнатий- окончили двухклассное училище.

6.Максим Васильевич Васильев. Дом покрыт соломой.  Землевладелец. Дети:2 сына , 2 дочери.

7.Егор  Николаевич Николаев. Дом покрыт тесом. Землевладелец. Полицейский десятник. Дети: 1 сын.

8. Николай Павлович Павлов. Дом покрыт тесом.52 года. Землевладелец. Сыновья: Сергей, Василий, Кирилл окончили двухклассное училище, сын Федот –кроме двухклассного училища окончил Симбирскую чувашскую учительскую школу.

9.Гурий Яковлевич  Яковлевич. Дом покрыт дранкой, усадьба священника. Священник, 31 год. Окончил  духовное училище, Казанскую учительскую семинарию. Работник  Игнатий Федорович , 14 лет, окончил  одноклассную школу.

10Троицкий Максимиллиан Порфирьевич.35 лет Потомственный Почетный гражданин Казанской губернии Козьмодемьянского уезда. Окончил двухклассное училище. Волостной писарь Жена- домашнее  образование. Сын. Нянька, кухарка. Семья русская.

11. Варсонофий Павлович  Павлов. Приказчик винной лавки. Хозяин. Окончил народное училище. Жена - окончила городское училища. Дети: 2сына, 1 дочь. Семья русская.

                  Родословные связи

         Метрические книги Воскресенской  церкви дают возможность восстановить родословную до 7-9 колена  и свыше, включая ХVIII век. Отправным пунктом являются листы Первой Всероссийской переписи 1895-97г.г. и  семейный список жителей села Бичурино за 1887г.

         Приведенные цифры свидетельствуют о росте  количества жителей Бичуринского прихода. Были случаи, когда арестанты, их жены и дети на переходе по Екатерининскому тракту через Аккозино умирали по разным причинам. Их хоронили на Бичуринском приходском кладбище (из Курской, Виленской, Ковенской и других губерний).

    Долгожители:

 1.Священник Григорий Андреев родился в 1723 г. и умер в возрасте 98 лет. Его жена Софья Матвеевна родилась в 1722г. и умерла через 100 лет.

2.Осип Трофимов родился в 1735 г. Скончался в 1815г. Их корни не завяли и сейчас. Дочь Стефанида  умерла в возрасте 85 лет.

3. Сергей Алексеев умер в возрасте 100лет в 1808г.

              Практически всю родословную семей Бичуринского прихода можно восстановить. В глубь веков идет род Ильиных, Андреевых, Маловых, Порфирьевых, Кормильцевых, Егоровых, Вандюковых, Ивановых, Кирилловых , Грековых.

 

История двухклассного Бичуринского училища.

10 декабря 1867 г.  в с. Бичурино  Воскресенской волости Чебоксарского уезда Казанской губернии было открыто первое двухклассное училище.

Первую зиму оно помещалось в доме крестьянина деревни  Большие Крышки, так как удобного помещения в с. Бичурино тогда не оказалось. Здание школы в селе Бичурино кще не было отстроено. Инициатива и почин открытия двухклассного училища  и изыскание средств на его содержание принадлежало мировому посреднику второго участка Чебоксарского уезда В.Н. Селезневу, человеку энергичному и преданному делу народного образования. Открытию активно содействовал известный казанский краевед и исследователь жизни и быта чуваш В.К. Магницкий.

Здание было построено на средства  крестьян Воскресенской, Поморской, Покровской, Никольской, Богородинской областей и стоило оно по тогдашним меркам около 5тыс. руб. Здание было обшито, выкрашенного масляной краской и внешней стороны в темно- красный цвет.

Министерством народного просвещения на Бичуринское училище ежегодно  отпускалось по 1тыс. руб. Из которых 150 руб.- законоучитель., 660 – двум другим учителям, 45 руб. на учебные пособия и принадлежности,115 руб. –на обучение ремеслам.

На содержание училища на первых порах выдавалось по 309 руб. пятью волостями, состоящими  в ведении мирового посредника второго участка Чебоксарского уезда. Но к 1896г. продолжала ассигновать на содержание училища одна Воскресенская область. В первые годы существования обучалось не больше 25030 учащихся. Первый выпуск – в 1871 году в составе 11 человек. Школьное здание было тесное и неудобное, классные помещения были слишком малы. В 1872 году училище выпустило только 2 человека, в 1873 г.-  1 чел. Училище было на грани закрытия. Чтобы сохранить училище, крестьяне собирали по 25 копеек с человека.

В Воскресенской школе проживало 4891 чел., соответственно было собрано 1222 руб. 75 копеек серебром. За счет этой суммы содержалась и ремесленная мастерская.

  Вступив в 1875 г.  в должность инспектора чувашских школ Казанского учебного округа, И.Я. Яковлев постоянно в поле зрения держал Бичуринское училище. Он прекрасно понимал, что училище нуждается в материальной помощи. В мае 1887 г. в своей докладной в Воскресенское волостное правление он  просит выдать деньги в сумме 283 руб. 25 коп. для Бичуринского двухклассного училища. Учителя ходатайствовали о строительстве нового здания.

Автор первого литературно- художественного произведения на чувашском языке баллады «Арсюри» (Леший), предложил увеличить объем  приема инородцев в училище, для этого  усилить разъяснительную работу среди крестьян. Согласно инструкции,  в 1 класс принимали детей не старше 12 лет. Федоров предложил принимать всех желающих. В Бичуринском училище стали обучаться дети Чебоксарского , Цивильского, Свияжского уездов, всего- 49 поселений. Отдаленность некоторых поселений составляла до 50 км. Учащиеся из ближайших деревень только зимой жили на квартирах, а весной и осенью они после классных занятий уходили домой. За квартиру они платили от 25 до 30 коп. в месяц. Это не всякому  ученику было под силу. По этой причине с наступлением зимы происходила быстрая убыль численности детей. В 1875 г. школу окончили 6 человек, а к 1891 г. количество выпускников доходит до 41 чел. Общая годовая стоимость по содержанию училища в 1915г. составила 3191  руб. 50 коп.

Просветитель чувашского народа, живший в  о время со своей семьей в с. Бичурино, Н.М.Охотников,  проявлял заботу о училище.

  Свирепствующие в Поволжье   эпидемии не обошли и училище. В 1887 г. училище было закрыто на неделю. Особенно свирепствовали болезни в 1890г. и последующие три года. Дети часто болели из-за голода куриной слепотой, страдали головокружением.

  Инспектор чувашских школ И.Я. Яковлев ходатайствует перед попечителем Казанского учебного округа о необходимости устроить бесплатную раздачу хлеба беднейшим ученикам. При этом он развернул широкую  кампанию по сбору средств в пользу голодающих и больных. Многие учителя вносили средства в фонд помощи голодающим. 19 ноября 1891 г. начали производить выдачу по 1 фунту хлеба каждому ученику – всего 44 беднейшим ученикам. С 9 ноября 1892 года на средства преподавателей Санкт- Петербургского учебного округа начала функционировать при Бичуринском училище столовая, где питалось 145  крестьянских детей. 21 июня 1916г. происходил сбор средств среди населения на содержание детей воинов, павших на поле войны.

С первых лет своего существования училище  отличалось тщательно подобранными, грамотными учителями. Учителей для чувашских школ готовила Симбирская чувашская учительская  школа. Кроме этого, учителей готовила Казанская  иногородческая семинария и Порецкая учительская гимназия(Чувашия).

Одним из первых учителей является В.А. Ислентьев –известный просветитель в Поволжье, русский педагог-методист и инспектор народных училищ, автор ряда учебных и методических пособий по работе в нерусских школах.

Одним из лучших учителей был И.Д. Милородов, сын дьякона, который старался улучшать методику преподавания предметов на основе сознательного усвоения знаний учащимися, много работал  по  привлечению крестьянских детей в школу.

Замечательным учителем был автор баллады «Арсюри» М. Ф. Федоров. В 1973 году, после окончания учительской семинарии, М.Ф. Федоров возвращается в родные места и назначается учителем Бичуринского двухклассного училища, питомцем которого был сам.

Здесь преподавали К.К. Емельянов, сын священника - педагога, в последствии  инспектор народных училищ: В.К. Скоробеевский, Николай Сидоров, Васильев, Никифоров, Василий Георгиевич Егоров - видный чувашский филолог, заслуженный деятель науки ЧР, доктор  филологических наук, профессор, старейший  чувашский ученый. В  1899 г. после  окончания Симбирской чувашской школы он возвращается в Бичуринское двухклассное училище уже в роли народного учителя, которое в 1895г. с отличием закончил сам. Здесь преподавала  Екатерина Охотникова – жена талантливого ученика Симбирской чувашской школы, ее преподавателя Охотникова Н.М., который одним из первых  в России предложил экскурсионную форму обучения математики. Они  вместе, рука об руку, работали над просвещением  чувашского народа.

Ф.А. Сергеев почти всю жизнь  проработал  заведующим в Бичуринском двухклассном училище после окончания Симбирской  учительской школы. За плодотворную  работу в просвещении чувашского народа он в 1890 г. награжден серебряной нагрудной медалью, а в 1907 г.  заслужил звание личного    гражданина, золотую медаль он  получает в 1908 г., в 1914г. –звание  потомственного почетного Гражданина.

  И.Я. Яковлев – основоположник чувашской письменности,  в истории Бичуринского  училища.

История Бичуринского училища тесно связана и именем Ивана Яковлевича Яковлева, великого просветителя чувашского народа. Он сотрудничал с И. Н. Ульяновым- инспектором училищ в Поволжье, под влиянием которого складывались его педагогические взгляды. Большое влияние на Яковлева оказал  другой деятель  в просвещении  нерусских народностей – Н.И. Ильминский.

Для инспектирования школ и оказания методической помощи учителям И.Я Яковлев ежегодно по несколько раз    выезжал в чувашские селения. В один из маршрутов включалось и посещение Бичуринского училища - 13 января 1899 г. он ревизовал училище, 20 и 21 мая производил  выпускные экзамены.

    Заведующий Бичуринским училищем  постоянно советовался с инспектором И.Яковлевым. Яковлев внес большой вклад  в развитие медико-санитарной культуры чувашского народа и боролся против распространения болезней. Под его руководством в голодный 1891 год была организована    бесплатная раздача   хлеба. Яковлеву удалось провести  в 1883 г.  съезд  учителей  Чебоксарского уезда Казанской губернии в с. Бичурино- по тому времени глухом селе. Съезд работал с 15 по 28 июля. Всего присутствовало 17 учителей и 13 учительниц уезда. Из соседних  уездов прибыло 15 учителей. Важным был вопрос о чтении на инородных языках. Съезд постановил выделить особые часы для чтения на родном языке во всех классах.

         Под руководством Яковлева проводилась большая работа по развитию женского образования. Многие девочки после окончания Бичуринского училища  поступили  в  Симбирскую чувашскую учительскую школу. В списке учеников за 1886- 1887 г.г. – Татьяна Алексеева, Ульяна Терентьева, Мария Алексеева из с. Тогаево Воскресенской губернии Александра Сергеева и Акулина Сергеева из д. Айдарово, Анисия Федорова – д. Кудемеры. Просвещение чуваш - заслуга  И.Я. Яковлева.

Система обучения 

         Бичуринское двухклассное училище являлось школой  повышенного типа с шестилетним сроком обучения. Первые четыре года считались первым классом и полностью соответствовали курсу начальной школы. 5 и 6 класс составляли курс второго класса.

Значительное место уделялось трудовому воспитанию: столярно-токарным ремеслам. В 1870 г. открывается сапожная,  а в 1874г. рукавичная мастерская. Из   архивных документов видно,  что в училище успешно работа сапожная мастерская. За ремонт обуви ученикам платили.

Важное место занимал сельскохозяйственный труд. При училище с весны 1894 г. силами учащихся начато разведение сада. Кроме того, имелся небольшой огород. Проводили опыты по выращиванию зерновых.

Как и Больше- Аккозинской, так  и в Бичуринской школе был хор мальчиков.

 Женское обучение 

         Наряду с прохождением общеобразовательных предметов ученицы обучались рукоделию и домоводству. Школа такого типа – женская народная школа была открыта при Бичуринском двухклассном училище 1 марта 1870г., которая в 1909 году была преобразована в женское училище. Открытие этой школы можно считать началом женского образования в Чувашии. Уроки рукоделия вела Л.П. Сергеева, жена заведующего Бичуринским училищем.

 В открытии училища много сделал мировой посредник 2-го  участка  Чебоксарского уезда В.Н. Селезнев. Благодаря его заботам построено на селе двухэтажное деревянное здание на каменном фундаменте здание на средства 2-го участка.  

Знаменитые люди 

Училище открыл Н. И. Золотницкий - инспектор училищ.

Первым учителем работал Н.П. Шмелев

Бичуринская школа - стартовая  площадка для  писателей, поэтов, художни5ов, музыкантов. ( писатели и поэты П.Н. Осипов, И.Я. Яковлев « Саламбек), М.Ф. Федоров, И.В. Викторов и А.П. Орлов, художники – М.А. Андрианов, К.М. Васильев, заслуженный художник Чувашии Ф. П. Осипов, музыканты- П.М. Максимов, В.А. Зарубина(руководила народным хором в селе Бичурино.

Мать известной балерины  Ольги Серегиной – В. Н. Малова, уроженка с. Бичурина,  с успехом играла в  сценических постановках.

В 1903 году учениками была сыграна  пьеса Д.И. Фонвизина « Недоросль», ставились здесь пьесы А. Островского.

В начале 30 годов 20 века ученики поставили пьесу Ф. М. Павлова «Ялта»(«В деревне») на чувашском языке.

В Бичуринской школе преподавали  будущий ученый Д.Ф. Вандюков и П.П. Максимов – автор многих учебников и познавательных книг, В.Л. Леонтьев (Савас - автор стихов, поэм, рассказов, фельетонов, статей и заметок в газетах и журналах.

Выпускники: Архитектор Ф.С. Сергеев,  А.А. Жилин, Ю. П. Ефимов Е. В. Краснов- пилоты гражданской авиации, Г.Г.Добров и М.Е. Ефимов – врачи, В.В. Марков- инженер.

 Село Бичурино после  Октября. 

14 марта 1939г. Бичурино передано в Октябрьский, с 10 декабря 1962 года в Цивильский, а с 14 марта  1965г. в Мариинско-Посадский районы.

Бичуринский сельсовет создан 1 октября 1927г.

Добрую память о себе оставили председатели  сельского  Совета Н. Я. Веселов, Н.Г. Григорьев, П.Г. Герасимов, В.Г. Греков, М.В. Греков, П.Ф. Дверинин, В.В. Вандюков, Н.Н. Алексеев, Е.Е. Спиридодонова, Н.С. ,В.Н. Кузьмин, М.А. Андреев.

В  1929 году   в Бичурино открылось коллективное хозяйство «Муравейник», впоследствии имени Маяковского, а с конца 1953 г. имени Маленкова.

В Бичуринском хозяйстве мелось земельных угодий 2056,8 га, в том числе пашни 1574,5, сенокосных – 91,0 га, неудобных – 92,48 га. Всего лошадей 157. Кроме того за Волгой в районе деревни Чувашские Отары около Черного озера было выделено сенокосных угодий. Переправа через Волгу была у деревни Криуши.

Село имеет свои лесные массивы. В числе их Епек Шур (по-чувашски Епек –женское имя, шур – болото).

По –преданию, лес назван именем женщины потому, что она косила и собирала сено вокруг болота: Шушал (слово  неизвестное) - осмтаточный лиственный лес с подрастающими дубравами небольшой протяженности по оврагу до кладбища, задействованного с 1967 г. Здесь погост для жителей села Бичурино и деревни Второе Чурашево.

Население села помнит о лесных массивах, вырубленных на его землях. Они носят  до сих пор  исконные названия: Иекел кати, раща, Шенерпус Кати, Хурак шур. Последний вырублен в годы минувшей войны 1941- 1945г.г. Активисты колхозного строительства: М. Седуков, М. Иванова, Е. Петров, Н. Васильева, И. Новиков, Ф. Кириллов, В. Степанов, В. Илларионов, Е. Зорина, Ю. Тарасова, А. Чуксина, М. Максимова и др.  Работники Октябрьской МТС работали и в Бичурино.

Дата создания совхоза « Октябрьское» -1960г. Известно, что центром стало с. Бичурино.  В 1986 г. на базе этого хозяйства создан совхоз « Бичуринский», Объединивший  села и деревни Сюндюково, Второе Чурашево, Итяково, Чинеры.В 1991 году преобразован в товарищество с ограниченной ответственностью ТОО « Бичуринское», куда вошло население тех же селений, кроме деревни Сюндюково.

Бичуринский совхоз в год создания располагал 3944 га земли, в том числе пашни- 2803 га,пастбища-420, сенокосных угодий- 182

В 1991г. в связи с созданием ТОО « Сюндюковское» часть земельной площади от ТОО « Бичуринское» передано первому. В распоряжении бичуринцев остались площади зерновых и зернобобовых культур –643,4 га и хмеля- 39,0 га.

Директорами работали: Лаврентьев Александр Лаврентьевич, Ильин Викентий Павлович, Фондеркин Александр Федорович, Малинин Василий Сергеевич, Спиридонов Николай Германович.

Хмелеводство имело приоритетное направление еще в совхозе «Октябрьский» - контакты  со специалистами из Чехословакии.

В  совхозе в  70-90 годы было построено немало жилья и объектов социально- бытового назначения: новое здание  средней школы, Дом культуры, детсад-ясли на 90 мест, фельдшерско-акушерский пункт, восьми квартирные двухэтажные  дома, коттеджи. Село связано асфальтовой дорогой, которая обеспечивает выход местного автотранспорта в Мариинский Посад, Цивильск, Чебоксары и за пределы республики.

В селе действует водопровод, канализация от  многоквартирных жилых домов и культурно - бытовых объектов. Газифицированы жилые дома(жидкий газ), построены речные плотины, которые зарыблены.

В 1992 г. в селе проживало 1436 человек.(185 хозяйств)

Репрессии 

  Активное выявление «Врагов народа»  началось после ареста председателя  райисполкома Д. К. Кузьмина. В Бичурино: репрессирован директор средней школы И.К. Кузьмин. Раскулачена и выслана за пределы республики семья Н.К. Кирилловых. Раскулачены семьи А.Г. м М.Г. Спиридоновых. У первой отобрана часть жилого дома под сельский магазин, а вторая лишена собственного второго жилого строения. 

Великая Отечественная Война

Погибли в ВОВ: двоюродные братья Е.М. Максимов и А. Н. Малов, бывший председатель комитета бедноты Н.Я. Веселов, бывший учитель и председатель колхоза В.М. Греков, колхозники М.П. Порфирьев, Г.М.  Герасимов, А.В. Волин, Ф. Д. Новиков, П.А. Львов, И.В. Иванов и другие – всего 61 человек.

По Бичуринскому сельсовету – 309 человек , а по с. Бичурино – 61.

Школьники собрали  для фронта 500 руб.На апрель 1942 года по облигациям и Военный заем подписались колхозники колхоза им. Маяковского – 17170 руб.( в т. ч. колхозница Васильева – 300 руб., Горшкова – 700 и М. Иванова – 700 руб.

В зимнее время колхозники находилась на заготовке леса. 

В 1940 году в Бичурино создана профессиональная школа. Ее инструктором стал И.Я. Егоров. Через год на базе этой  школы организована мастерская  металлоширпотреба. С 1942г. она превратилась  в Октябрьский райпромкомбинат, который возгласил опытный специалист И.Я. Егоров.

Бичуринцы в 20-30 г.г. много сделали по мощению  дорог на Екатериниском тракте и позднее на дорогах, связывающих село с деревнями Исмели и Кудемеры. На лошадях и машинах возили булыжник и песок.

В 30 –г.г. в Бичурино действовала школа полеводства, которой руководил учитель из деревни Большие Крышки Никита Васильевич Васильев ( Кангин), впоследствии репрессированный и реабилитированный. Его дети: Владимир - заслуженный землеустроитель РСФСР, Зоя и Таисия- учили детей , в том числе и в Бичурино.

                 Деревня Большое Аккозино

         В 1840 г. в деревне было около 50 хозяйств, проживало 55 семейств. Невзирая на то, что через территорию Аккозино  прошли пугачевские казаки, активного участия аккозинцы в этом не приняли.  Аккозинцы  были законопослушными, поставляли своих молодых парней в рекрутскую повинность, исполняли все денежные и натуральные повинности. Только в годы революции (1905 – 1907 г) жители трех населенных пунктов участвовали в стычках с полицией (д. Б. Аккозино, Выселок Аккозино, д. Старое Тогаево, Выселок Тогаево Покровской волости).

         Деревня Аккозино размещалась на относительно благоприятной земле. Рядом с деревней течет река Аниш, в 1,5 км. растет  смешанный лес, имеются залежи известняка, который используется аккозинцами.

         Выселка Аккозино делились на пахотные, усадебные, сады и огороды, выгоны. Леса делились на строевой и дровяной. Некоторые аккозинцы успешно держали хмельники, продавали хмель, хлеб, мясо, масло за пределы  Покровской волости. Было 14 торговых заведений, И. Емельянов занимался мелочной торговлей, торговал хмелем; маслом торговал М.А. Тафаев; торговлей «мелочью» занялся житель д. Б. Аккозино А.Григорьев; хлебом торговала жена почетного гражданина М.З. Лосанова, она же арендовала  муниципальную мельницу. В д. Аккозино были кузницы.

         24 – 25 мая 1798 г. у аккозинцев был Павел 1. Жители с. Октябрьское, д. Аккозино приняли решение открыть в мае 1998 года памятный камень в  с.  Октябрьское, а также на месте захоронения йомзи Топпая в д. Б. Аккозино. Исследователи  пишут «йомси особенного платья у себя не имеют; они даже при жертвоприношениях бывают в простых рубашках, ровно как и женское йомси. Йомся колдун, жрец и лекарь, все один».

         Земства, созданные в Чебоксарском уезде, пытались несколько облегчить положение с повинностями чувашских крестьян.

Home ] Up ] Next ]

Π˜ΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΡŽΡ‚ΡΡ Ρ‚Π΅Ρ…Π½ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ uCoz