Жизнь и деятельность отца Иакинфа Материалы о Н.Я. Бичурине Труды Н.Я. Бичурина Увековечивание памяти Н.Я. Бичурина
Виталий ЗОЛОТОВ почетный
член Национальной академии наук и
искусств Чувашской Республики, член-корреспондент
Петровской академии наук
и искусств
Он
выдающийся переводчик с восточных языков
на русский, первый составитель китайско-русского
словаря, один из основоположников новой
науки - русского китаеведения. Бичурин
прожил долгую жизнь, полную творческого
горения, борьбы с лишениями, и при жизни
испытал трепет сердца славой, поразив
научный мир России и Запада рядом первоклассных
сочинении по философии, истории, географии,
этнографии, социальному устройству и
культуре не только Китая, но и других стран
Центральной и Восточной Азии. То
была яркая вспышка звезды первой величины,
которую сразу же заметили его современники:
Александр Пушкин, Иван Крылов, Виссарион
Белинский, Владимир Одоевский, Николай
Бестужев; с ними Никита Бичурин поддерживал
дружеские отношения. Пушкин, высоко ценя
знания самобытного исследователя,
подчеркивал, что бичуринские глубокие
познания и добросовестные труды разлили
столь яркий свет на отношения наши с Востоком. Никита
Яковлевич Бичурин родился 29 августа (9
сентября) 1777 года в селе Акулево Чебоксарского
уезда Казанской губернии в семье
чувашского священнослужителя. Мальчонка
с самых ранних лет был пытлив, проявлял
удивительную понятливость. По церковным
книгам отца научился читать и по-славянски,
и по-гречески; без особых затруднений за
короткое время освоил греческую грамматику. В
1785 году Никиту послали в Казань и сразу же
приняли в третий класс духовного училища
при семинарии. На
исходе XVIII века Казанская семинария была
преобразована в Духовную академию:
учебное заведение заметно расширилось,
потребовались дополнительно преподаватели.
Н. Я Бичурина, как наиболее подготовленного,
по окончании академии назначили учителем
высшего красноречия. В
1800 году в жизни Никиты Бичурина произошли
крутые перемены: по своей воле он принял
монашество, после пострижения в монахи
мирское имя переменил и стал называться
Иакинфом. Семинаристу с незаурядными способностями
в течение четырнадцати лет учебы по-отечески
покровительствовал архиепископ Амвросии
Подобедов - в будущем митрополит Казанский.
Он в трудные минуты Никиту обогрел
человеческой лаской, ввел его в мир книг,
подвигнул на путь знания. По совету
заботливого и старшего друга
двадцатидвухлетний Бичурин надел на себя
монашеский черный клобук и рясу. удалится
от мира. Чего достиг бы в миру сын
безвестного, бедного дьячка из чувашской
деревни Шинери? Монашеским
постригом преосвященный Амвросии уготовил
Бичурину путь - трудный и тернисты и путь
ученого. Сразу же с пострижением отец
Иакинф был зачислен в соборные монахи
Александро-Невской лавры
и произведен в иеродиаконы. Необходимо
отметить, что Амвросий Подобедов по-отечески
следил за судьбой монаха Иакинфа, переписывался
со своим любимцем, давал житейские советы,
когда молодой пастырь исполнял непростые
обязанности ректора семинарии в Иркутске
и настоятеля Вознесенского монастыря. В
1807 году преподавателя Тобольской
семинарии Иакинфа Бичурина по определению
митрополита Казанского Амвросия
Подобедова Святейший Синод утвердил главой
новой (девятой по счету) духовной миссии в
Китае и посвятил его в высокий сан архимандрита
Сретенской церкви в Пекине. Перед
пытливым монахом открылись широкий мир
странствий и открытий, еще как следует не
изведанные европейцами тайны древнего
Чжунго или Срединного государства, как
китайцы называли свою империю. Сразу же с
пересечением границы, в Монголии, острое
желание все видеть и знать стало путеводной
звездой отца Иакинфа. Будущее стало ясным.
Он твердо знал, что избранный путь
прекрасен, хотя неимоверно труден, потому
что он не знал языка восточных народов. Но
тогда он даже не предполагал, что глубинное
изучение Востока станет делом всей его
жизни. Неутомимый
монах шел шаг за шагом по выбранному пути.
Все, что слышали уши и видели глаза, все, что
замечали сердце и ум, а в целом впечатления
каждого дня Бичурин записывал в толстую тетрадь,
дошедшую до нас памятную книжку. В
его дневнике также можно прочесть сотни
записей мудрых изречений китайских мыслителей.
Русский далама (большой монах), как
почтительно называли его китайцы,
неистово, с большим усердием учился. Но на
пути почти непреодолимая преграда - не
было разговорников, тем более словарей:
никто из русских предыдущих миссий
китайской грамотой не занимался. Отец
Иакинф стал составлять по крупицам
китайско-русский словарь. На это ушло пять
лет кропотливого, а порой изнурительного
труда. Свой словарь он пополнял
каждодневно, встречаясь на прогулках по
Пекину с горожанами, главным образом с
ремесленниками и книготворцами. Изучением
китайского языка и иероглифики Бичурин
занимался самозабвенно. Иногда за работой
не замечал времени, и не раз в окна кельи
архимандрита заглядывали первые лучи
солнца, а он все сидел за разгадкой древних
изящных знаков китайской письменности.
Китайско-русский словарь отец Иакинф
собственноручно переписал четыре раза. В
результате упорного труда он профессионально
освоил два языка, принятых в Китае: вэнь-хуа
и синь-ху.) - письменный и разговорный.
Обогатив свою память более десятью тысячами
иероглифов. Н Я. Бичурин стал изучать
географические и исторические названия,
читать и переводить труды китайских
ученых и древние рукописи. В Пекине
Иакинфом были сделаны первые, исследования
по Китаю, подготовленные материалы, которые
затем увидели свет на родине. За
14 лет пребывания в Китае Никита Яковлевич
Бичурин искренне
полюбил трудолюбивый китайский народ.
Китайцы отвечали ему взаимностью,
бескорыстно помогали в его титаническом
труде, называли уважительно Илаое (господин
Иакинф) Свое отношение к Китаю отец Иакинф
выразил в дневнике: Китай символ застоя,
косности, неподвижности!
Нет, лишь невежество могло родить столь
нелепое воззрение! - Миссионеры католические и
протестантские, братья ордена иезуитов,
францисканцы, бенедиктинцы -
первооткрыватели Поднебесной империи. Люди
с крестом
в одной руке. аршином в другой рисуют Китай
черными красками. Это льстит Европе и даже
ее лучшие ученые представляют Срединное
государство в самом темном свете. Некий гейдельбергский профессор в
своей многотомной Всеобщей истории мира
минувшие судьбы Китая за четыре тысячи лет
ухитрился изложить в нескольких строчках.
Не хотел ли ученый этим умалить значение
великого народа? Когда глава духовной миссии
возвращался на родину, с ним следовал целый
караван. Не шелк, не фарфор и не порох вывез
отец Иакинф в Россию из Китая. Пятнадцать
верблюдов несли тяжелые вьюки весом в
четыреста пудов с книгами, рукописями,
географическими картами, рисунками, которые Бичурин
ревностно собирал и покупал на
многочисленных рынках и в книжных лавках
Пекина. В этом заключается его
патриотическое служение Отечеству.
Возвращение в Петербург для Н. Я. Бичурина
оказалось трагическим. Архимандрит Петр
Каменский, сменивший ею в Пекине, в столицу
донес, что глава миссии отец Иакинф. вместо
того чтобы проявлять рвение в религии и
поддерживать в православии выходцев из
Росси 1 занялся тем, что вовсе ему делать не
надлежало. Над Иакинфом Бичуриным
сгустились грозовые тучи. Он ждал сурового
наказания Святейшим Синодом. Отец Иакинф не
старался ни оправдываться, ни тем более
разубеждать - он верил, что в будущем о его
действиях в Китае рассудят по-другому. Церковный суд за небрежение
священнодействием и законопротивные
поступки отца Иакинфа лишил сана
архимандрита, и в 1823 году он был сослан
пожизненно на остров Валаам. Мужественный
монах этот приговор принял спокойно, не
упал духом и в заточении ни на один день не
прекратил свои научные занятия, даже
работал с необыкновенным рвением. Четыре года спустя благодаря своем
удивительным познаниям по Китаю и
блестящему знанию китайского языка Н.Я.
Бичурин смог перебраться в Петербург. По
ходатайству влиятельных лиц из
Государственной коллегии иностранных дел новый
император российской империи Николай I высочайше повелел: Причислить
монаха Иакинфа Бичурина
к Азиатскому департаменту. И в 1826 году
он был переведен из Валаамского монастыря в
Александро-Невскую лавру. В жизни монаха
начался новый этап подвижнического труда. Накопленные им уникальные по своей
обширности и глубине познания по Востоку,
колоссальный запас нерастраченной энергии
позволили ему в последующие двадцать лет
написать свыше семидесяти фундаментальных
научных трудов, часть из которых сразу же с
выходом в свет в Петербурге была переведена
на французский и немецкий языки. Это
принесло Н.Я. Бичурину европейскую славу. О
нем заговорили как о лучшем синологе
современности. Потребовались немалые деньги для
издания первой книги под названием Описание
Тибета. Красавица княгиня Зинаида
Волконская оказала бескорыстную поддержку
бедному монаху в этом деле. Эту книгу свое
первое детище Н.Я. Бичурин преподнес
молодому другу Александру Пушкину с
дарственной надписью: Милостивому
государю моему Александру Сергеевичу
Пушкину от переводчика в знак истинного
уважения. Последующие книги, а их издано
около двадцати, увидели свет благодаря
честно заработанным гонорарам. Отец
Иакинф часто посещал литературный салон
князя В.Ф. Одоевского, туг он встречался и
беседовал с В Г. Белинским и А.И. Герценом. И.И.
Панаевым и МИ Глинкой, с упоением слушал
басни Крылова. Н.Я. Бичурин. общаясь с
лучшими умами России, развил бурную
литературную деятельность. Его множество
статей, очерков и переводов наперехват
печатались в периодических изданиях: в Отечественных
записках, Телескопе, Сыне отечества, Русском
вестнике, Современнике и др. В острых
полемических статьях с присущей ему
страстностью Н. Я. Бичурин настойчиво
разоблачал реакционных европейских
ученых, изображавших Китай страной
варварской и отсталой. С особой гордостью
он защищал русское востоковедение. В
1828 году за выдающиеся успехи в области
востоковедения Н.Я. Бичурин был заслуженно
избран членом-корреспондентом
Императорской академии наук. По
представлении группы французских ученых в
1831 году он становится действительным
членом Азиатского общества в Париже.
Несколько раз Академия наук присуждала
Иакинфу Бичурнну Демидовские премии -
высшую научную академическую награду
России. Его
последний научный труд был издан в 1851 году.
Больной и одинокий отец Иакинф скончался в
возрасте 76 лет в монашеской келье
Александро-Невской лавры. Он похоронен в
некрополе XVIII века (ныне Государственный музей
городской скульптуры).
|